Фонд открытых технологий (OTF), финансируемый правительством США, выделяет деньги нескольким американским фирмам, предоставляющим бесплатные виртуальные частные сети (VPN), которые миллионы россиян используют для посещения сайтов, заблокированных государственными цензорами, сообщает France 24.
Традиционное программное обеспечение VPN создает фактически частный туннель в Интернете для передачи данных, обычно зашифрованных, защищенных от возможного шпионажа — и их использование в России растет с начала вторжения.
«Наш инструмент используется в основном людьми, пытающимися получить доступ к независимой прессе, поэтому финансирование со стороны OTF было абсолютно критичным», — сказал представитель Lantern, одной из компаний, участвующих в проекте.
Технологические компании Psiphon и nthLink также предоставляли жителям России сложные приложения для борьбы с цензурой. По оценкам OTF, около четырех миллионов пользователей в России получили VPN от этих компаний.
По словам Дирка Роденбурга, старшего советника Psiphon, число российских пользователей значительно возросло: с 48 000 в день до начала российского вторжения 24 февраля до более чем миллиона в день к середине марта.
В настоящее время русскоязычные инструменты компании ежедневно используют в среднем около 1,5 миллиона пользователей, добавил он.
В то время как некоторые, например, руководство Украины, призывают отрезать Россию от Интернета, другие отмечают, что доступ необходим для оппозиционных групп.
«Для россиян очень важно быть подключенными ко всей глобальной сети, чтобы сохранить устойчивость. Существуют всевозможные инициативы и для их поддержания нужен Интернет, потому что активисты разбросаны по всему миру», — сказала Наталья Крапива, юрисконсульт по технологиям в правозащитной группе Access Now, которая не участвует в работе OTF.
В первые дни войны поддерживать работоспособность и доступность VPN было относительно просто, сказала Лукас, представительница Lantern, которая говорила на условиях использования только своего имени.
Цензоры пытаются отрезать программы VPN от серверов, на которых они работают, или предотвратить доступ к сайтам, с которых можно скачать эти инструменты.
В результате ограничения свободы интернета заставляют пользователей обмениваться VPN с помощью партизанской тактики, такой как «сарафанное радио».
Однако такие группы, как Lantern, применяют другие методы для обеспечения распространения VPN, например, создают для этого специальную сеть, продолжает Лукас.
«Lantern и Psiphon отличаются тем, что мы делаем всевозможные более сложные вещи, чтобы скрыть наш трафик и избежать обнаружения наших серверов», — сказала она.
Жители России пользуются услугами производителей VPN, которые совершенствуют свои инструменты, борясь с цензурой в таких странах, как Китай и Мьянма.
«Около двух лет назад было время, когда Китай действительно поднял свой уровень. Тогда стало ясно сколько усилий он готов приложить для блокировки», — сказала Лукас.
«Мы, в свою очередь, значительно подняли наш уровень», — добавила она.
Psiphon получает финансирование от правительства США уже более 14 лет, причем деньги обычно используются для улучшения инструментов по противодействию новой тактике, используемой авторитарными режимами, сообщила компания AFP.
Несмотря на попытки сделать технологию VPN доступной для тех, кто в ней нуждается, многие люди до сих пор не имеют к ней доступа.
«Использование виртуальных частных сетей и других методов в России значительно увеличилось, но по-прежнему составляет лишь небольшой процент населения», — сказала Крапива из Access Now.