ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китай готовит конфискацию технологических акций, принадлежащих иностранцам

Великая Эпоха
Президент Китая Си Цзиньпин уже видит слишком большое иностранное влияние в китайском обществе и поэтому хочет максимально ограничить офшорное владение китайскими компаниями. На снимке: Си (в центре) на военном параде по случаю 70-й годовщины основания Китайской Народной Республики в Пекине 1 октября 2019 года. (Andrea Verdelli/Getty Images)

Китайский коммунизм относится враждебно к частному сектору, особенно к иностранным инвесторам. Так называемая "эпоха реформ" после 1978 года закончилась. Рынок теперь ограничен и требует партийной дисциплины, утверждает Гордон Г. Чанг из Института Гейтстоуна. Си Цзиньпин начнёт длительную кампанию по преследованию иностранных компаний и изгнанию инвесторов из своей страны, сказал он.

"Что нужно понять инвесторам, которые думают, что смогут инвестировать в китайские компании?" — спросила Мария Бартиромо 14 июля в своём шоу Fox Business "Утро с Марией".

Ответ заключается в том, что Пекин находится на пути к экспроприации акций, принадлежащих иностранцам в китайских технологических компаниях. Сложные финансовые структуры, которые эти компании использовали для привлечения иностранных инвестиций, сомнительны с точки зрения китайского законодательства и дают сейчас китайскому правителю Си Цзиньпину повод начать кампанию захвата.

Сначала был атакован BigTech

Начнем с ошеломляющего нападения Пекина на компанию DiDi Global. Акции компании начали торговаться на Big Board 30 июня, где они привлекли 4,4 миллиарда долларов в ходе первичного публичного размещения (IPO). Два дня спустя китайское управление киберпространства прекратило скачивать популярное приложение DiDi Global "DiDi Chuxing", предназначенное для оплаты поездок на автомобиле.

Затем китайские регулирующие органы начали расследование за расследованием и приняли жёсткие меры в отношении компании. Например, 16 июля управление киберпространства и шесть других государственных ведомств Китая: Министерство общественной безопасности, Министерство государственной безопасности, Министерство природных ресурсов, Министерство транспорта, Государственное управление налогообложения и Государственное управление по регулированию рынка — начали "проверку кибербезопасности" компании DiDi Chuxing.

Зачем нацеливаться на DiDi? Во-первых, она имеет структуру "предприятия с переменной долей участия" (ПДУ), которую технологические компании использовали для листинга на    иностранных фондовых биржах. ПДУ обходят китайские законы, запрещающие иностранное владение китайскими технологическими компаниями. Однако, благодаря ряду сложных договорных соглашений, эти структуры фактически предоставляют иностранцам экономические выгоды от собственности.

Запрет на иностранную собственность является причиной того, что инвесторы не стали покупать акции компании, управляющей бизнесом Alibaba в Китае в ходе одного из самых ожидаемых первичных публичных предложений    (IPO) в истории. Вместо этого в 2014 году они купили акции Alibaba Group Holding Limited, зарегистрированной на Каймановых островах. Alibaba Group Holding Limited даже превосходит сложную структуру ПДУ.

ПДУ компании Alibaba была сомнительной. В 2012 году Верховный народный суд Китая, высший суд Народной Республики, признал договорные соглашения, предусмотренные в деле Chinachem, которые по своей сути были похожи на структуры ПДУ, незаконными в соответствии с китайским договорным законодательством.

Гонконгская компания Chinachem косвенно инвестировала в China Minsheng Banking Corp. После того, как стоимость акций Minsheng резко возросла — стоимость доли Chinachem увеличилась почти в 64 раза — китайские стороны отстранили Chinachem и конфисковали её акции банка.

В судебном решении Chinachem говорится, что сложные структуры не будут соблюдаться, если они противоречат четкому намерению китайского законодательства. В Китае действует гражданская юрисдикция, поэтому данное решение технически не является прецедентом, но аргументация суда убедительна и соответствует прецедентному праву других стран. Неудивительно, что арбитражные решения в Шанхае по структурам ПДУ пришли к такому же выводу.

Акционеры Minsheng — не единственные непрозрачные игроки. Джек Ма, соучредитель Alibaba и некогда её генеральный директор, предложил структуру ПДУ, чтобы убедить Yahoo! приобрести значительный миноритарный пакет акций Alibaba в 2005 году. В ходе двухэтапной сделки в 2009 и 2010 годах Ма передал Alipay, тогдашнюю платформу онлайн-платежей Alibaba, компании, в которой у него была значительная доля. Ма не проинформировал Yahoo!

Когда Yahoo! узнала о тайных переводах, Ма заявил, что Народный банк Китая, центральный банк страны, потребовал от него сделать это для получения банковской лицензии. Поэтому Ма утверждал, что Alipay не может вести свой бизнес с заключённым ею соглашением ПДУ.

Пекин также принимает меры против других контрактов с иностранными инвесторами

Вдобавок китайские официальные лица объявили ПДУ в других секторах незаконными. Например, главное управление по делам печати и публикаций в первом десятилетии этого века запретило их даже в той отрасли, где они уже использовались в иностранных IPO.

Существует также случай с China Unicom. В середине 1990-х годов центральное правительство Китая разрешило иностранным компаниям покупать акции этой телекоммуникационной компании через Китайско-китайскую иностранную структуру, которая, как и ПДУ, обходила чёткие китайские правила, запрещающие офшорные инвестиции. Позже Пекин добился расторжения этого соглашения, что поставило в невыгодное положение иностранных инвесторов Unicom.

Несмотря на все эти законодательные изменения, разрешило ли правительство Китая размещение акций ПДУ на оффшорных рынках? Почти каждая публичная китайская компания, зарегистрированная в США, которую могут купить иностранные инвесторы, такие как пенсионные фонды и др. учреждения, зарегистрирована через структуру ПДУ", — сказал Wall Street Journal Уинстон Ма из Нью-Йоркского университета и автор книги "Цифровая война".

Действительно, этот аргумент оказался достаточно весомым для иностранных инвесторов, о чём свидетельствует ряд недавних размещений акций, в том числе от DiDi Global. Иностранцы отчаянно пытаются проникнуть в технологический сектор Китая, игнорируя законы страны.

Конфиденциальная китайская информация может попасть за границу

Однако настроение в Пекине меняется. "Предыдущие китайские лидеры рассматривали эту модель как способ для китайских компаний завоевать международный престиж, но нынешнее руководство всё больше не одобряет эту модель, поскольку растут опасения, что секретная информация может попасть в иностранные руки", — сообщает Wall Street Journal, ссылаясь на структуру ПДУ.

Поэтому неудивительно, что китайское агентство по киберпространству сейчас тщательно изучает компании с ПДУ, а китайские регулирующие органы в последнее время нацелились на компании    — и, по всей видимости, только на компании — с этими сомнительными структурами. LinkDoc, китайская компания, только что прекратила размещение акций, зависящих от ПДУ.

В настоящее время регулирующие органы Китая думают о том, чтобы требовать предварительного одобрения предприятий ПДУ, а не о том, чтобы закрыть их.

Эпоха реформ закончилась — враждебное отношение к частному сектору

Является ли следующим шагом ликвидация существующих ПДУ? Коммунистическая партия разжигает гнев против иностранцев, который уже кипит в китайском обществе. Люди считают, что если Пекин публично объявит ПДУ незаконными —другими словами, экспроприирует иностранную собственность — это будет равносильно взрыву ядерного оружия и блокированию новых китайских компаний на зарубежных фондовых рынках. Поэтому они считают, что этого не может произойти. Однако отмена https://de.gatestoneinstitute.org/16764/china-finanzmaerkte в последнюю минуту IPO Ant Group в Гонконге и Шанхае в ноябре прошлого года показывает, что Си Цзиньпин готов пойти на многое, чтобы защитить свою систему.

Многие забывают, что китайский коммунизм по своей природе относится враждебно к частному сектору в целом и к иностранцам. Так называемая "эпоха реформ" — три десятилетия после 1978 года, когда китайские лидеры либерализовали свою экономику и финансовую систему и открыли её миру — уже закончилась, и этот обнадёживающий период начинает казаться аномалией в истории китайского коммунизма.

Речь идёт о партийной дисциплине

"Была нацеленность или готовность работать с рынком", — сказал Фрейзер Хоуи Джону Батчелору из CBS Eye on the World 12 июля. "С ограничениями, конечно, в Китае никогда не было открытого, свободного рынка, но Си Цзиньпин просто изменил правила игры, и мы больше не находимся в эпохе реформ. Сейчас он гораздо больше сосредоточен на безопасности, на идеологии, на партийной дисциплине".

Как сказал Хоуи, соавтор книги "Красный капитализм: хрупкий финансовый фонд чрезвычайного роста Китая": "Партия в основном говорит:"Мы лучше всех знаем, это важно для нас, и мы будем продолжать, невзирая на потери".

Си Цзиньпин считает, что в китайском обществе уже слишком много иностранного влияния, поэтому он будет максимально ограничивать офшорное владение китайскими компаниями. В рамках этих усилий, предположительно что он начнет длительную кампанию по преследованию иностранных компаний и вытеснению офшорных инвесторов из своей страны. Сомнительная структура ПДУ дает Си прекрасный повод для экспроприации иностранной собственности в успешных китайских технологических компания.

Правители Китая, о которых часто забывают иностранные инвесторы, упрямы и будут делать всё, что захотят. "То, что Си Цзиньпин говорит, Си Цзиньпин делает", — справедливо подчеркнул Бартиромо. "И таков закон".

Источник: The Epoch Times