Ван Лицзюнь, бывший начальник милиции и вице-мэр города Чунцина провинции Сычуань опасался, что глава компартии города Бо Силай намеревается убить его. Поэтому он 6 февраля приехал в американское консульство в городе Чэнду, что в 4 часах езды от Чунцина.
Он пробыл в консульстве около суток, и, согласно Французскому международному радио, передал американцам данные о злодеяниях, которые совершил он и его бывший соратник — Бо Силай, глава отделения компартии Чунцина. После этого Ван покинул Чэнду под охраной силовиков из Пекина.
Среди преступлений Вана самым громким оказалось его участие в принудительном извлечении органов у узников совести — последователей Фалуньгун (практика, которую правящий режим репрессирует). Ранее Ван, выступая публично, уже рассказывал, как он руководил извлечением органов.
В 2006 году, спустя три года после того, как он стал начальником милиции в городе Цзиньчжоу провинции Ляонин, Ван был награждён — однако не за борьбу с преступностью. Ван изучал лучшие способы пересадки органов, изъятых у заключённых (которые, возможно, были ещё живы во время операции). Он проводил свои исследования на реальных операциях по пересадке.
Ван получил награду в сентябре 2006 года от фонда Guanhua — благотворительной организации, которая, согласно статуту, популяризировала научно-технологические достижения среди молодёжи. Согласно официальному сайту этой организации, она непосредственно подчиняется молодёжной лиге компартии.
В своей речи, которая все ещё доступна онлайн (архив здесь), Ван благодарит персонал Guanhua за «постоянные визиты» в провинцию Ляонин, чтобы оценить его работу.
Он отмечает, что однажды представителям Guanghua даже пришлось срочно вернуться из-за границы, чтобы присутствовать на его эксперименте. «Они хотели наблюдать за пересадкой органов и сделали вывод: пересадка органов приносит пользу обществу и улучшает работу китайских правоохранителей гуманным и демократическим образом», — сказал Ван.
«Как все мы знаем, так называемое „исследование на местах“ [которое я провёл] является результатом нескольких тысяч трудоёмких операций по пересадке органов», — добавил он.
Ван получил премию в качестве руководителя «Центра психологических исследований», который, согласно данным на сайте министерства коммерции, относится к департаменту общественной безопасности города Цзиньчжоу.
В кратком описании Центра указывается, что у организации налажены связи и обмен опытом с университетами более чем в 10 странах. Между тем, как на письма по электронной почте, так и на звонки в эту исследовательскую организацию никто не ответил.
В своей речи Ван сказал: «Как для милиционера-ветерана, очень занятно наблюдать, как кого-то казнят, или чьи-то органы пересаживаются в тела других людей. Это огромные усилия, которые включают старательную работу многих людей. Президент организации Guanghua Цзиньян и его подчинённые присутствовали прямо на операциях, они получили опыт вместе с нами».
Выступая на церемонии вручения этой премии, глава фонда Guanghua Жень Цзиньян пояснил, что Ван Лицзюнь был награждён за «фундаментальные исследования и эксперименты», благодаря которым пациент сможет быстрее адаптироваться к пересаженным органам.
«Они создали совершенно новую защитную жидкость, — сказал Жень. — После испытаний на животных и клинических операций они сделали важное открытие — люди быстрее уживаются с новой почкой или печенью, в которые вводится такая жидкость».
Однако исследователи, которые изучают практику пересадки органов в Китае, изумились этими комментариями и тем, что под ними подразумевается.
«Так называемое “исследование на местах”, о котором говорит Ван, означает или прямое место казни с присутствием машин скорой помощи, или, возможно, терапевтическое отделение, где органы извлекаются хирургическом путём», — сказал Этан Гутман, который ранее публиковал подробные отчёты об извлечении органов у китайских узников совести.
Он сказал, что инъекция, о которой они говорят, может быть «антикоагулянтом или экспериментальными медикаментами». Эти препараты снижают шансы того, что иммунная система отторгнет чужие органы, поскольку орган пересаживается из одного живого тела — в котором ещё бьётся сердце, но скоро остановится от шока — в другое, рассказал Гутман.
Он также добавил, что это «нормальная медицинская практика» в Китае, где больницы, военные госпитали и милиция работают сообща.
«Нет гарантии, что согласие было получено, — говорит Гутман. — Было выявлено множество доказательств, что жертвами могли стать мусульманские уйгуры, тибетские монахи, христиане или большое число последователей Фалуньгун. Другими словами, Ван Лицзюнь получил награду в лучшем случае за варварство».
Нет возможности узнать, какое количество жертв тех «тысяч» операций составляли уголовники, и сколько среди них было политзаключенных или узников совести, таких как последователи духовной практики Фалуньгун. К тому же, в Китае существует ряд ненасильственных правонарушений, за которые могут покарать смертной казнью, однако компартия не публикует статистику, уточняющую число казнённых человек и их злодеяния.
Дэвид Мэйтас, известный канадский правозащитник, и Дэвид Килгур, бывший госсекретарь по азиатско-тихоокеанскому региону, составили отчёт об извлечении органов у последователей Фалуньгун в Китае. Они установили, что за 6 лет с 2000 по 2005 года в Китае было проведено около 60 тыс. операций по пересадке органов, и последователи Фалуньгун, скорее всего, стали донорами органов для 41500 операций.
Иначе говоря, ориентировочно 2/3 всех органов, пересаженных в этот период, который частично совпадает со временем, когда Ван проводил своё «исследование», принадлежало узникам совести. И абсолютное большинство среди них могли составлять последователи Фалуньгун.
CQ Global Researcher, ведущий журнал о международных отношениях, сообщал, что Килгур и Мэйтас насчитали свыше 62 тыс. последователей Фалуньгун, которые были убиты ради их органов в период с 2000 по 2008 года.
По мнению экспертов, остаётся открытым один важный вопрос, который Ван умолчал, а именно: были ли мертвы заключённые перед тем, как у них изъяли органы. Если учесть механизм действия этой защитной инъекции, весьма вероятно, что сердца жертв всё ещё бились, когда их органы извлекались, говорят аналитики.
«Раньше китайские власти казнили путём выстрела, потом они перешли на использование инъекций, — говорит Мэйтас. — На самом деле, они не убивают посредством инъекции, а извлекают органы, в то время как тело ещё живо».
Когда орган извлекают из живого тела, он свежий и уровень отторжения его низкий. «Изъять орган сразу же после того, как головной мозг жертвы мёртв, — такое возможно, но гораздо сложнее, — говорит Мэйтас. — Орган заметно портится, как только умирает головной мозг. Однако если поддерживать жизнедеятельность тела с помощью инъекций, тогда можно извлекать органы в течение более длительного времени».
Разговор Вана с американскими дипломатами в Чэнду может пролить свет на информацию об инъекции, которую он использовал в операциях по пересадке органов в провинции Ляонин, а также подтвердить, существует ли практика принудительного извлечения органов в Китае.
Написанию статьи содействовала Софья Фан.