ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Византия — тысячелетнее заблуждение?

Великая Эпоха
Одной из главных основ Восточной Римской империи без сомнения была дипломатия. Поэтому совсем не случайно в самом начале выставки, представляющей на далеком Западе преимущества Восточной Римской культуры, посетителей встречают три великих императора — Константин, Феодосий II и Юстиниан. Даже их портреты из камня позволяют заметить их несомненное достоинство.

Мозаика римского императора Юстиниана I (†565 г. н.э.). Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Мозаика римского императора Юстиниана I (†565 г. н.э.). Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Период, которые они представляют, охватывает внушительные 1100 лет: годы «Роскоши и будней» — как гласит подзаголовок Боннской выставки о Византии. Это целая эпоха: от основания Константинополя императором Константином в 324 году до захвата города Мехмедом II в 1453 году, эпоха великолепных расцветов и опустошительных разграблений (армией крестоносцев в 1204 году).

Но Византия, как ясно показывает выставка, это не только Константинополь. Это грандиозное политическое и религиозное наследие, целая культура, включившая искусство Западной Римской империи после её падения в 476 году. Наследие, которое даже после захвата Константинополя и за пределами его истока, сформировалось и снова расцвело.

Является ли день открытия выставки также «великим днем для Германии», как считает куратор выставки Фалько Дайм из Римско-Германского Центрального музея в Майнце? Хотя бы по той причине, что эта выставка уникальна и нигде больше проводиться не будет? Дорогостоящая презентация, в которой участвуют 80 кредиторов и каталог, составленный многими авторами — все это только для трех с половиной месяцев в Боннской федеральной художественной галерее!

Для Фалько Дайма это не просто выставка экспонатов — это признание, что исследование и восприятие Византии, как страны заходящего солнца, как преемницы упадочничества Западного Римского государства, было ложным. И вот эта тема на повестке дня для создания новой, откорректированной точки зрения.

В этой первой и единственной выставке Византия предстанет в новом свете и исправит западный взгляд, опираясь на наглядное обоснование.

Византия — тысячелетнее заблуждение? Религиозный раскол ортодоксальности и католицизма в 11 столетии может быть причиной такой точки зрения. Но не стоит забывать, что Византия всегда представляла собой исторический мостик, связь между греко-римской античностью и современностью, между возникшей вместе с германскими государствами западной культурой и Востоком. И, если угодно, являлась оплотом против мусульманского натиска с востока.

Сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви. 12 век. Венеция. Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви. 12 век. Венеция. Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Было ли это попыткой крестоносцев оправдать свою нечистую совесть, когда они после разграбления Константинополя пытались оболгать эту культуру? Или это просто зависть к богатствам: роскоши шелков и слоновой кости, россыпей золота и драгоценностей? По крайней мере, многое из сокровищ Византии сохранилось и представлено на этой уникальной выставке.

Многие, представленные экспонаты связаны с центром государства Византии — Константинополем. Например, прекрасный рельеф из слоновой кости с изображением византийской императрицы, отражает блеск и роскошь византийского двора. Художник не скупится на жемчуг, мрамор, роскошные ткани и другие принадлежности имперской власти. Контрастными по отношению к ним смотрятся предметы из храма Святой Катерины у подножия горы Моисея в Синае, представляющие отвращенную от мира монастырскую жизнь. Очень сильное впечатление производит икона шестого века с изображением Иоанна Крестителя. С растрепанной прической, просто одетый в наряд из овечьей шкуры, он, согласно своей библейской роли указывает на Христа, как Агнца Божьего.

На выставке также есть экспонаты, представляющие места паломничества и паломников того времени. В те времена, осознающие свою вину верующие, предпринимали далекие походы для очищения своей души. Золотая подвеска с Богородицей, ребенком и парящим ангелом должна была принадлежать богатому кающемуся, который хотел обеспечить себе помощь свыше надписью на греческом: «Господи, защити носящего это. Аминь».

Шкатулка из Трои. Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Шкатулка из Трои. Фото: Бернд Крегель/The Epoch Times Германия
Одна из частей выставки посвящена архитектурным и скульптурным талантам жителей Византии. Есть даже документы, указывающие, что император Юстиниан создал план города на чертежной доске, который как никакой другой представлял идеальную картину города ранней Византии. Филигранные капители с изображением животных и растений указывают на художественное мастерство той эпохи.

Город Эфес представляет дохристианские традиции. Как военный и управленческий центр он был и после захвата османцами, примером ведения экономики и повседневной жизни в византийском городе. На выставке представлен масленый кувшин в форме медведя, изготовленный во времена позднего римского периода 3—4 веков.

Представлены документы, которые доказывают отменную организацию военного дело на суше и на воде. Примечателен также фрагмент стеклянной мозаики древнего порта военного флота Равенны, принадлежащий музею Античного Судоходства города Майнца. Он в ярких красках изображает вход в порт между двумя башнями.

Равенна, наряду с Римом и Миланом была одно время столицей Западного Римского государства, что доказывает мозаика с изображением императора Юстиниана и его супруги Феодоры. После отвоевания Равенны Юстинианом, она была расширена до византийского административного района.

Выставка сияет редкими экспонатами, которые символизируют одновременно великолепие Византии и ее забытье в позднем средневековье. Эти предметы искусства были отняты грабежом или воровством и появлялись позднее в других местах: например, прекрасная окрашенная красным цветом шкатулка слоновой кости из Трои, филигранный сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви из Венеции и красиво украшенная икона с изображением Абрама во время угощения в Афинах.

Сомнений нет: Это было «великим днем для Германии».

Все эти ценности можно будет посмотреть до 13 июня в Боннской Художественной Галерее.

Бернд Крегель. Специально для Великой Эпохи