Астрономы открыли ближайшую сверхмассивную пару черных дыр

Галактика NGC 3393 (Фото: NASA / CXC / SAO / G.Fabbiano et al; Optical: NASA / STScI)

Астрономы НАСА обнаружили необычную пару сверхмассивных черных дыр в спиральной галактике, подобной Млечному Пути, которая находится в 160 миллионах световых лет от Земли. Разделяет черные дыры всего 490 световых лет.

Если бы они находились дальше, астрономам не удалось бы определить эти астрофизические объекты как отдельные, сообщается в научной работе, опубликованной в журнале Nature 31 августа.

Предыдущие исследования показывали существование одной сверхмассивной черной дыры в центре галактики NGC 3393. Однако наблюдения с помощью обсерватории НАСА Чандра, работающей в инфракрасном диапазоне, показало существование на том месте пары черных дыр, которые к тому же активно растут.

Считается, что когда сливаются две одинаковые по размеру галактики, в результате этого образуется пара черных дыр и галактика неправильной формы, для которой характерны интенсивные процессы звездообразования. Примером такого взаимодействия является пара сверхмассивных черных дыр в NGC 6240, которая удалена от Земли на 330 миллионов световых лет.

Однако NGC 3393, привлекшая к себе внимание ученых, является правильной по структуре спиральной галактикой, в центре которой находятся преимущественно старшие по возрасту звезды. Соавтор исследования Цзюньфэн Ван из лаборатории CFA не исключает возможности формирования NGC 3393 в результате слияния большей по размеру галактики с гораздо меньшей. В таком случае, это пара черных дыр будет первым известным случаем космического образования такого рода.

Его коллега по исследованию Гвидо Ризалити из Национального института астрофизики во Флоренции говорит, что "столкновение и слияние является одним из наиболее важных путей роста галактик и черных дыр. Открытие пары черных дыр в спиральной галактике является важным ключом в нашем стремлении узнать, как это происходит".