ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Новая дипломатия Израиля

Великая Эпоха
Министр обороны Эхуд Барак с турецким министром обороны Ахматом Даватогуло (справа) и послом Турции в Израиле Ахматом Джеликолем (в центре) во время последнего визита в Анкару. Фото с сайта epochtimes.co.il
Министр обороны Эхуд Барак с турецким министром обороны Ахматом Даватогуло (справа) и послом Турции в Израиле Ахматом Джеликолем (в центре) во время последнего визита в Анкару. Фото с сайта epochtimes.co.il
Кризис в отношениях с Турцией выявил многие трудности израильской дипломатии. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман является персоной нон грата в арабских странах и в Европе. Он также самоустранился от диалога с США. В зависимости от необходимости вакуум заполняют глава правительства и другие министры. Жесткая политика, которой Либерман приказал придерживаться, вызывает критику. Окно в израильскую дипломатию.
 
«Хватит пресмыкаться!» - воззвал к послам министр иностранных дел Либерман на съезде дипломатических представителей в Иерусалиме, прошедшем в декабре. Не так давно новая израильская дипломатия была опробована на деле и закончилась извинением Израиля перед Турцией. Публичное унижение турецкого посла и дипломатический кризис, последовавший за этим, показал всем израильскую дипломатию в момент её слабости.

Кризис с турецким послом случился после длительного периода нападок на Израиль в прессе со стороны главы правительства Турции, который бросил Израилю обвинение в убийстве детей в Газе и в совершении военных преступлений. Параллельно этому по турецкому телевидению транслировался сериал, представляющий солдат ЦАХАЛа  хладнокровными убийцами. В другом телесериале, после трансляции которого начался кризис, маленькая турецкая девочка похищается и увозится в израильское посольство. В конце фильма турецкие силы безопасности врываются в израильское посольство, спасают девочку и убивают посла.

После трансляции телесериала турецкий посол в Израиле был вызван для разбирательства к заместителю министра иностранных дел Дани Аялону. Посла намеренно посадили ниже, чтобы унизить. Дани Аялон был сфотографирован без его ведома, когда он объяснял фотографам, как он унижает турецкого посла. В Анкаре оскорбились и грозили разрывом отношений, Дани Аялон написал извинительное письмо, и пока что буря улеглась. Однако происшествие с послом Турции и поведение чиновников Министерства иностранных дел вызвали критику со стороны опытных израильских дипломатов. Основным пунктом в их обвинении является то, что такое положение в Министерстве иностранных дел во главе с Либерманом подрывает основы дипломатии и отрицательно влияет на международные связи Израиля.

Новая политика


С момента вступления на должность министра иностранных дел Либерман сосредоточил большую часть своей деятельности на районах, являющихся второстепенными с точки зрения интересов Израиля, таких как Африка, Латинская Америка, страны СНГ. Вакуум, образовавшийся со странами Запада, заполнили другие министры, и сам премьер-министр направил дипломатическую экспедицию в разные страны мира.

Фокусирование внимания Либермана на странах третьего мира - это обновление внешних связей с этими странами и попытка расширения круга потенциальных партнеров Израиля.

Накануне своего последнего визита в Африку Либерман подчеркнул, что эти страны могут оказать помощь Израилю в установлении контактов на Ближнем Востоке. На встрече с премьер-министром Македонии Либерман рассказал, что, встречаясь с представителями служб разведки и безопасности во время поездки в Южную Америку, Восточную и Западную Африку, он видел разветвленную деятельность Ирана и Хизбаллы в Южной Америке, деятельность международных террористических организаций в Сомали, Кении, Нигерии. Либерман добавил, что  в последних двух показательных попытках террактов (попытка взрыва самолета, направляющегося из Амстердама в Детройт и попытка покушения на датского карикатуриста) были задействованы граждане Нигерии и Кении, что говорит само за себя.

Деятельность министра иностранных дел в этой области уже привела к подписанию соглашений со многими странами третьего мира в сфере промышленности, туризма, экономики. Недавно Израиль совместно с Германией подписали соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в предоставлении помощи странам третьего мира, уделяя особое внимание вопросам водных ресурсов, сельского хозяйства и здравоохранения. В соглашении обе стороны заявляют о стремлении к совместным действиям на Ближнем Востоке, в Африке и Центральной Азии.

После подписания соглашения заместитель министра заявил: "Соглашение     отражает глубину отношений между двумя странами и желание совместного сотрудничества на благо развивающихся стран". Помимо новшества в политике, связанного с акцентом на странах третьего мира, министр иностранных дел занял позицию в политике, которая подчеркивает "Национальную честь" Израиля. Это выражение он неоднократно использовал в своих выступлениях и интервью.

Новая дипломатия
 
Несмотря на достижения Либермана в странах третьего мира, есть немало критики в его адрес. "Либерман создал новую либерманскую дипломатию", - сказал по этому поводу Алон Лиэль, бывший генеральный директор Министерства иностранных дел, а сегодня преподаватель в Еврейском университете по вопросам дипломатии. "Я не помню кого-либо, кто бы так нарушал принятые нормы с точки зрения дипломатической этики, как это делает Либерман. Различие не только в содержании, но и в стиле, пренебрегающем  правилами дипломатии." Примером тому, который привел Лиэль, является встреча между Либерманом и американским послом Джоржем Митчелом, на которой Либерман не действовал согласно дипломатическому протоколу и не проводил Митчела до двери своего кабинета, как принято на встречах такого уровня.

"На первом году пребывания на этому посту Либерман придерживался в своей дипломатии прямолинейного стиля", - сказал профессор Эйтан Гильбоа,  преподаватель отделения международных отношений в университете Бар-Илан. "Этот прямой и дерзкий стиль можно найти в более агрессивных странах мира - у министров иностранных дел Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи. Эти страны более агрессивные, у них прямая дипломатия, они представляют агрессию", - сказал Гильбоа.

"Можно быть дерзким, но на это есть принятая форма. Если ты вышел за пределы дозволенного, то не достиг желаемой цели."

"Первый круг [прямой дипломатии] мы уже прошли и получили нокаут", - сказал Лиэль. И добавил: "На каждое нападение на Израиль нужно действовать по обстоятельствам. Решение отвечать на каждый удар ударом не всегда нам подходит. Особенно в случае с Турцией. У нас было много сложных периодов в отношениях с Турцией, они проходили, и были превосходные периоды. В  боксерском поединке с Турцией я не думаю, что мы выиграем".

Одно из слабых мест в прямой дипломатии Либермана, по словам Лиэля, это нанесение ущерба дипломатическому профессионализму. "Если Либерман определяет стиль, то он забирает у дипломатов их профессионализм, - сказал Лиэль. - Если указы распространяются и на эту область, то дипломат не может ничего сделать против министра. Им может не нравиться то, что они делают, но они не могут этого не делать. Они выполнят эти указания. Самые смелые среди них, может быть, скажут министру, что он ошибается".
 
Разногласия в Министерстве иностранных дел

В качестве министра иностранных дел Либерман находится в проблематичном положении. В Египте и Иордании он нежеланный гость, и в Европе он получает холодный приём. Николя Саркози,  президент Франции, открыто заявил, что тот должен уйти с поста, а сам Либерман избегает всяческих отношений с американцами, чтобы не ставить их в неловкое положение, так как он сам проживает на оккупированных территориях. По этой причине в последний визит в Египет глава правительства взял с собой министра инфраструктуры  Беньямина бен Элиэзера. А в Турцию отправился министр обороны.

Множество министров заняты в сфере, ответственность за которую несет министр иностранных дел. Это может привести к проблемному положению для израильских дипломатов, которые должны выражать политическую линию страны. Когда глава правительства заявляет о том, что он согласен на решение проблемы  «двух государств» , то в то же время министр иностранных дел в своем интервью заявляет о том, что перемирие с палестинцами в данный момент невозможно.

После того как Биньямин бен Элиэзер, также занимающийся внешними отношениями, призывает Турцию быть посредником в переговорах с Сирией, министр иностранных дел подчеркивает, что до тех пор пока он занимает этот пост и пока его партия «Наш дом Израиль» находится в коалиции, не будет турецкого пособничества. Отсутствие одной линии в выступлениях  главы правительства и министра обороны не является новшеством в Израиле,  но проблема усугубляется тем, что Либерман не имеет дел с регионами, важными для международных отношений Израиля.

"Нетаниягу (глава правительства) сам действует в роли министра иностранных  дел, - говорит Гильбоа. - Либерман не функционирует в качестве министра иностранных дел. Все связи с Европой и США осуществляются напрямую через главу правительства. Нетаниягу сосредотачивает все важнейшие внешние дела. Министр иностранных дел выстроил свою политическую линию, которая иногда противоречит пожеланиям главы государства". Он добавляет: " Это значительно усложняет ситуацию для служб Министерства иностранных дел". 

Гидон Бельмейкер. Великая Эпоха