ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Лидеры ЕС подтвердили обязательство поддерживать Украину

Великая Эпоха
(AP/PHOTO)

Глава НАТО Йенс Столтенберг и президент Украины Владимир Зеленский заняли центральное место на саммите Европейского Союза, подчеркнув важность, которую 27 лидеров ЕС придают защите своего восточного фланга от российской агрессии и укреплению обороноспособности Украины.

                    

В заявлении, опубликованном рано утром в пятницу после завершения встречи, лидеры подтвердили свою готовность "оказывать устойчивую военную поддержку Украине столько времени, сколько потребуется".

Зеленский обратился к присутствующим по видеосвязи, а Столтенберг присутствовал на раннем обеде для лидеров. Но больше всего внимания за столом было уделено тому, что официально не стояло в повестке дня: последствиям потрясающего мятежа в России на выходных и его влиянию на правление президента Владимира Путина.

"Мятеж, который мы видели на выходных, демонстрирует, что в российской системе есть трещины и разногласия. В то же время важно подчеркнуть, что это внутренние российские дела", — сказал Столтенберг.

Зеленский был более прямолинейным и возразил тем, кто утверждает, что обиженный Путин сделает его более непредсказуемым и опасным.

"Мы видим их слабость, которая нам так нужна", — сказал он по видеосвязи. "Чем слабее будет Россия, и чем больше ее боссы будут бояться мятежей и восстаний, тем больше они будут бояться нас раздражать. Слабость России сделает ее безопасной для других", — сказал он.

Лидеры ЕС, безусловно, согласились, что Путин получил удар.

Президент Литвы Гитанас Науседа, одной из нескольких стран ЕС, граничащих с Россией, настаивал на том, что это еще одна причина занять жесткую позицию по отношению к Путину.

Некоторые говорят, что "сильный Путин менее опасен, чем слабый. Я с этим не согласен. Мы должны двигаться вперед и быть решительными, потому что сейчас решающий момент истории", — сказал Науседа.

"Это показало глубокие трещины в путинской системе. Этот мятеж прошлых выходных также будет иметь последствия, которые мы еще увидим", ─ заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Представители нескольких стран-членов и институтов ЕС заявили, что хаос и нестабильность, вызванные мятежом, не только заставят ЕС удвоить поддержку Украины, обязавшись предоставить больше боеприпасов, но и гарантировать, что боевые действия и насилие не перекинутся на территорию самого блока.

"Нет места для колебаний, — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас. "Мы должны продолжать увеличивать цену российской агрессии".

В своем заявлении лидеры заявили, что они "готовы вместе с партнерами внести свой вклад в будущие обязательства по безопасности Украины, которые помогут Украине защитить себя в долгосрочной перспективе, сдерживать акты агрессии и противостоять попыткам дестабилизации".

Большинство стран ЕС также являются членами НАТО, и на саммите Альянса 11-12 июля они будут пытаться предложить Украине больше гарантий безопасности, даже если это не приведет к полному членству в НАТО.

ЕС и его страны-члены уже предоставили около 75 миллиардов евро (82 миллиарда долларов) помощи как для укрепления военных запасов Украины, так и для того, чтобы удержать на плаву подорванную экономику страны.

Лидеры рассмотрели возможность использования замороженных активов России, которые оцениваются примерно в 200 миллиардов евро (217 миллиардов долларов), с этой целью и поручили Комиссии и внешнеполитическому ведомству найти наилучший способ сделать это в координации с международными партнерами, желающими сделать то же самое.

Некоторые страны опасаются, что правовые основания для этого еще слишком шаткие, а Европейский центральный банк предупредил, что конфискация этих активов или прибыли, полученной от них, может представлять серьезный риск для репутации евро. Чиновники заявили, что некоторые страны хотят наложить дополнительный налог на неожиданные доходы на деньги, которые будут использованы для восстановления Украины.

"Это похоже на низко висящий фрукт, — сказал премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш о замороженных российских активах. "Мы должны найти правовую основу для их использования, мобилизовать их, чтобы помочь России заплатить за ущерб, который она нанесла".