ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Мы что, теперь из убийц будем делать героев?» — жители российского посёлка о панихиде погибшему вагнеровцу

Великая Эпоха
Во время недавней поездки в деревню Бакуская можно было увидеть кладбище с рядами свежевырытых могил, а также недавно возведенные стены, предназначенные для кремации останков. (rferl.org)

В этой небольшой деревне на юго-западе России бойцов печально известной компании наемников «Вагнер» ежедневно хоронят на специально отведенном кладбище, которое продолжает расширяться, подчеркивая растущие потери, которые группа несет в Украине.

Согласно интервью и видеозаписям корреспондента RFE/RL «Север. Реалии», с момента вторжения России в Украину в феврале 2022 года на этом месте похоронены более 300 боевиков. Кладбище быстро увеличилось в размере за последние месяцы. Этот рост совпал с кровавым и дорогостоящим наступлением России на востоке Украины, где группа наемников сыграла ключевую роль.

Считается, что около 50 000 бойцов «Вагнер» находятся в Украине, при этом, по оценкам правительства США, группа потеряла более 10 000 человек, сражаясь вместе с регулярными российскими военными. Большинство этих наемников составляют заключенные, которых завербовали для участия в боевых действиях в обмен на освобождение из тюрьмы.

Российская правозащитная группа «Русь сидящая» считает, что на сегодняшний день для борьбы в составе группы было завербовано до 40 000 заключенных, а по оценкам правительства США, 90 процентов наемников «Вагнер» являются заключенными.

Во время недавней поездки на кладбище в деревню Бакуская можно было увидеть ряды свежевырытых могил, а также недавно возведенные стены, предназначенные для кремации останков. Многие могилы украшены боевыми наградами, цветами и венками.

Несмотря на внешние признаки траура, местные жители говорят, что организованных панихид не видели.

«Они выкапывают на кладбище по 16 ям в день… закапывают их день и ночь», — сказал Андрей, житель деревни Бакуская, чью фамилию Радио Свобода не разглашает. «Хоронить их [в деревне или соседних районах] было негде, поэтому вагнеровцам выделили отдельное кладбище».

Анализ RFE/RL, проведенный путем сверки имен и дат рождения умерших с онлайн-базами данных судов, также показал, что подавляющее большинство похороненных на кладбище были осуждены за насильственные преступления.

Кладбище было предметом растущих спекуляций в течение нескольких месяцев, но его существование впервые подтвердил в декабре Виталий Вотановский, местный активист и бывший офицер ВВС России.

После публичных сообщений о кладбище Пригожин посетил это место и с тех пор размещает на своем канале в Telegram видео, на которых он возлагает цветы на могилы.

Но есть и другие истории, в которых местные жители не согласны с почестями хоронить вагнеровских наемников, погибших в Украине.

Один из таких инцидентов недавно произошел в поселке Жирекен, примерно в 300 км к северо-востоку от Читы.

Никита Касаткин, 23-летний уроженец Жирекена, присоединился к «Вагнер» в надежде смягчить свой приговор, но был убит в боях в Украине.

Согласно юридическим документам, Касаткин был приговорен к 10 годам лишения свободы за убийство местной женщины в 2020 году.

Из-за его непростой истории многие жители поселка выступают против того, чтобы устроить Касаткину солдатскую панихиду в местном Доме культуры. Это дело разделило село и выявило разногласия по поводу того, как относиться к наемникам «Вагнер», воюющим на стороне России в Украине, учитывая их криминальное прошлое.

«Убийство произошло всего два-три года назад и люди до сих пор его помнят», — сказала Алена Когодеева, глава сельской администрации Жирекена. «Многие жители возмущены, и есть те, кто говорит: «Мы что, теперь из убийц будем делать героев?»