ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Четыре «инструмента» для саморазвития в Древнем Китае

Великая Эпоха
Четыре «инструмента» для саморазвития в Древнем Китае

Цинь, китайские шашки (го), каллиграфия и живопись ― это четыре основных «инструмента», с помощью которых люди в Древнем Китае развивали свои внутренние качества, воспитывали дух, увеличивали мудрость и достигали состояния единства между человеком и природой. Истинный смысл и ядро культуры, заключённые в этих «инструментах», являются великолепным сокровищем 5000-летней истории китайской цивилизации.

Цинь

(music-inc.oss-cn-hangzhou.aliyuncs.com)

В традиционной китайской культуре цинь имеет долгую историю. Мелодия этого щипкового струнного инструмента прекрасна, естественна, спокойна и глубока. Игра на цине также содержит в себе элементы духовного совершенствования. Даосы любили цинь из-за того, что его звуки излучали спокойствие и свободу. Буддисты любили цинь потому, что он помогал им постичь мудрость и пустоту. Утончённость и сдержанность циня раскрывают характерное древним очарование отстранённости от суетного мира. Слушая этот инструмент, вы можете ощутить взаимодействие пустоты и наполненности, реальности и иллюзорности.

В одном из классических романов Китая «Сон в красном тереме» есть такие строки о цине: «Древние брали цинь в руки, чтобы успокоить душу и заглушить низменные страсти. Уходили в самую дальнюю комнату внутренних покоев, в лес, в горы либо на берег реки, где тишина, где дует свежий ветерок и светит луна. Там они погружались в благовонные волны, их не тревожили суетные мысли, плоть и дух пребывали в равновесии, и тогда душою они сливались с божествами и проникали в сущность самого Пути-Дао. Они играли в одиночестве под свежим ветром и ясной луной, среди голубых сосен и причудливых скал, среди диких обезьян и старых аистов, чтобы не осквернить цинь. Игра на нём ― большое искусство».

Китайские шашки (го)

Четыре «инструмента» для саморазвития в Древнем Китае

Происхождение китайских шашек ― го (вэйци) окутано мистикой. Они олицетворяют саму мудрость китайской нации. В трактате Чжана Хуа «Естественная история» (III век) сказано следующее: «Сын [императора] Шуня по имени Шань Цзюнь был глуп, поэтому отец придумал игру вэйци, чтобы обучать его уму-разуму».

В книге «Лу-ши» (XI век до н. э.) рассказывается, что Данжу, сын легендарного императора Яо (XXIII до н.э.) был балованным и не очень сообразительным. Это очень беспокоило правителя. Однажды он пошёл на берег реки и увидел там двух бессмертных святых, которые сидели друг напротив друга и передвигали камушки на песке. Император рассказал им про сына и попросил совета. Один из бессмертных посетовал на то, что Яо слишком балует своего ребёнка, а потом поведал ему об игре вэйци, пояснив, что она основана на принципах Неба и Земли и очень полезна для развития ума. Через некоторое время после того, как император научил этой игре своего сына, тот значительно поумнел и набрался мудрости. Поэтому говорят, что эти шашки играют огромную роль в очищении натуры человека, и что сила их непостижима.

Каллиграфия

Каллиграфия художника Хуана Тинцзяня, Х вв. (soundofhope.org)

Ещё одним уникальным традиционным искусством Китая является каллиграфия. Первоначально она возникла в виде изображений для записи различных событий. После длительного периода развития она превратилась в современные китайские иероглифы.

К каллиграфии относится искусство написания иероглифов различными стилями. Всего их пять: чжуань-шу, ли-шу, чжэн-шу, цао-шу и син-шу. В технике каллиграфии большое значение предают владению кистью, структуре, композиции и т. д., что практически роднит этот вид искусства с живописью.

Каллиграфическое написание иероглифов в древности было неким видом медитации. Люди уединялись в тихие места, например, в беседки в саду, регулировали дыхание, успокаивали мысли, а затем брали в руки кисть и принимались выводить на бумаге иероглифы.

В Китае есть выражение «увидеть иероглифы равносильно тому, что увидеть человека [который их написал]». То есть, по иероглифам можно многое узнать о самом человеке ― его характер, некоторые склонности, уровень образования и т.п.

Живопись

Картина художника Шэнь Чжоу, XV в. (mastersart.org)

Каллиграфия тесно связана с живописью. Китайская живопись отражает национальное сознание и эстетический вкус нации, воплощает в себе понимание древними природы, общества, государства, философии, религии, морали, литературы и искусства.

В традиционной китайской живописи (гохуа) подчёркивается, что «художник должен считать природу своим наставником, соединиться с внутренними чувствами» и только тогда можно писать картину. Также очень важно, чтобы «перед первым мазком кисти сначала возникла идея, которая проникнет через всю картину».

Есть три основные темы китайской живописи: персонажи, цветы и птицы, а также пейзажи. Персонажи отражают отношения между людьми, пейзажи отражают отношения между людьми и природой, а цветы и птицы отражают живость природы. Основная суть живописи состоит в постижении взаимодополняющей связи между вселенной, природой и людьми.

Цинь, го, каллиграфия и живопись являются своеобразным завершающим штрихом китайской традиционной культуры. Эти три «инструмента» глубоки, таинственны и обширны. В древние времена, все, от императоров и полководцев до простых людей осваивали их, культивируя в себе мудрость и лучшие качества человека.

По материалам minghui.org