ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

История Китая (71): Чжансунь - заботливая и мудрая императрица

Великая Эпоха

Приевшийся образ императрицы или имперской наложницы в древнем Китае — это женщина, которая жёстко борется с другими женщинами при дворе за благосклонное отношение и любовь императора. Однако госпожа Чжансунь, жена императора Тайцзуна династии Тан, запомнилась потомкам, как образцовая императрица, самоотверженная и благородная женщина, которая всегда напоминала правителю о том, что нужно прислушиваться к разуму.

Госпожа Чжансунь, заботливая и мудрая императрица. Иллюстрация: Екатерина Чан
Госпожа Чжансунь, заботливая и мудрая императрица. Иллюстрация: Екатерина Чан
Хотя её ценили за проницательность и мудрость, Чжансунь старалась не вмешиваться в государственные дела. На любой заданный вопрос у неё всегда имелось собственное независимое от других мнение.

«Даже когда в стране мир, мудрый император должен быть готов к смуте, он должен искать талантливых людей, принимать советы и даже идти на уступки, когда люди протестуют против чего-либо», — такие советы давала она императору. В течение всей своей жизни она строго исполняла свой долг — постоянно напоминать императору о том, что нужно принимать решения, основываясь на разуме, а не эмоциях.

Однажды Тайцзун вернулся в свой дворец в плохом настроении. Императрица Чжансунь попросила всех служанок уйти и лично ухаживала за императором. Когда гнев сошёл с Тайцзуна, она мягко спросила, что его так рассердило. Император сказал: «Моя любимая лошадь внезапно умерла без каких-либо признаков болезни. Должно быть, это случилось из-за халатности конюха, и я хочу казнить его».

Услышав это, госпожа Чжансунь сказала: «Ваше Величество, пожалуйста, не гневайтесь. Однажды мне рассказали историю, что когда-то давно был правитель, который также хотел убить своего конюха за смерть лошади. Но его премьер-министр так рассудил: „Конюх заслуживает одной смертной казни за то, что не смог обеспечить царской лошади долгую жизнь; второй казни — за то, что благодаря ему народ узнает, что государь больше ценит лошадь, нежели жизнь человека; и третьей казни — за то, что из-за него правители соседних стран перестанут уважать Вас“. Эти слова прояснили голову правителя, он признал свою ошибку и отпустил конюха. Ваше Величество перечитало все исторические книги по многу раз и знает этот рассказ. Как же Вы забыли о нём сегодня?» Император Тайцзун, глубоко вздохнув, молвил: «Да…, не будь тебя, какие ошибки я бы совершил, о которых потом пришлось бы сожалеть?!».

Когда императрицу Чжансунь сразила тяжёлая болезнь, наследники предложили отцу объявить амнистию, а также пожертвовать больше денег на развитие храмов в надежде, что Небеса проявят к ней милость. Однако госпожа Чжансунь твёрдо возразила: «Амнистия — это важное национальное событие, и если сделать это только ради меня, то народ полностью разочаруется во власти. Мы считаем, что жизнь и смерть определены судьбой, а богатство и слава даются по воле Небес. На протяжении всей жизни я старалась не совершать плохих дел, так что готова принять то, что должно случиться».

На смертном одре она сказала императору Тайцзуну свои последние слова: «Некоторые члены семьи Чжансунь не показали себя достойными людьми, однако наслаждаются привилегиями, которые им достались благодаря нашему браку. Чтобы сохранить репутацию моей семьи, я искренне умоляю Вас не назначать их на высокие должности. Будучи Вашей женой, я ничего не отдала государству, поэтому, пожалуйста, не тратьте впустую сокровища из государственной казны на украшение моей могилы. Похороните меня под холмом, для гробницы используйте обычный кирпич или дерево, не нужно класть внутрь никаких сокровищ. Самый обычный гроб — это моё последнее желание».

За свою недолгую жизнь — 36 лет — императрица Чжансунь завоевала глубокое признание и восхищение императора, а также всего народа за проявленную мудрость и терпимость. Она прославилась как одна из самых образцовых императриц в истории Китая.

* Императрица Чжансунь жила в 7 столетии н.э. (601—636 гг.)